felix_pauper

Categories:

Секретный полет U2 над Москвой

Построенный в условиях строжайшей секретности авиаконструктором Келли Джонсоном и «Lockheed Skunk Works», легендарный самолет-разведчик U2-A впервые поднялся в воздух в августе 1955 года. Полеты U2 над Советским Союзом в конце 1950-х годов дали  президенту Эйзенхауэру и его окружению очень важную информацию о советском военном потенциале.  

Один из первых самолетов U2. 1950 годы.
Один из первых самолетов U2. 1950 годы.

Эти полеты оставались тайной практически для всего мира вплоть до 1 мая 1960 года, когда советская ракета класса «земля-воздух» сбила U2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса во время очередного разведывательного полета над советской территорией.

Кармин Вито, пилот U2
Кармин Вито, пилот U2

Кармин Вито, один из первых шести пилотов, обученных летать на U2, стал единственным пилотом, который смог пролететь прямо над Москвой. Как писал позднее Эрик Хес в своей статье Carmine Vito: U-2 Pilot для Code One Magazine, его полет был третьим оперативным полетом над вражеской территорией или, как говорили пилоты, «горячим полетом». Лётчик Карл Оверстрит совершил первый такой полет на U2 20 июня 1956 года. Тогда план-карта полёта включала Польшу и Восточную Германию. Затем 4 июля пилот Харви Стокманн пролетел над советской территорией до Ленинграда, с целью сфотографировать военно-морские верфи, а затем полетел на запад, в страны Балтийского региона. Четвертую, пятую и шестую миссии совершили летчики Марти Кнутсон, Глен Данауэй и Джейк Кратт. Всё прошло успешно.

Групповое фото первых летчиков U2
Групповое фото первых летчиков U2

«Русские подняли в воздух самолеты, чтобы перехватить Оверстрита в первом же полете», —  рассказывал позже Вито.  Как и ранее, перехват не удался. Советские истребители как ни старались, просто не могли набрать высоту, необходимую, чтобы сбить U2.

Выбор летчика Вито для миссии в Москву бы обусловлен волей случая, а не решением командования. Подразделение U2 в Висбадене обычно получало уведомление о вылете из штаба за двенадцать часов до взлета. Уведомление обычно приходило до пяти часов вечера. В течение этих двенадцати часов наземный экипаж и летчики готовились к полету. Сотрудники Lockheed, Pratt & Whitney и Kodak провели предполётную подготовку самолета, двигателя и фотокамер. Пилоты одевались в специальные костюмы для парциального давления и дышали чистым кислородом, чтобы предотвратить эффект быстрой декомпрессии. Чтобы очистить кровь от азота, пилоты U2 должны были «быть на связи» не менее двух часов, прежде чем им давали зеленый свет на взлёт.

«Не дождавшись сигнала «Старт» из штаб-квартиры, все направились в клуб после пяти вечера», —  рассказывал Вито. «В тот уик-энд, 4 июля, праздновали почти все. Когда из штаб-квартиры пришла поздняя команда на вылет, я был единственным, кто выпил лишь одну рюмку. Так что, несмотря на то, что наш порядок полетов был предопределен вытягиванием соломинок, я был выбран для этой миссии».

Маршрут полета Вито пролегал через Краков в Польше, а затем в Брест. Затем  летчик пролетел над Минском по пути к советской столице.

Полёт начался в плохую погоду. «У нас было около 200 футов видимости над землей»,  —  вспоминал Вито. «Небо было чистым на высоте от 3000 до 4000 футов, но я был на полпути под дождем». Погода прояснилась, когда Вито летел над железной дорогой из Минска в Москву. На высоте более 66 000 футов он слушал «Петя и Волк», русскую песню, которую транслировала советская радиостанция. Внизу виднелись мозаичные колхозные поля. «Эти поля напомнили мне, что российские фермеры обрабатывали землю вручную»,  —  говорил потом Вито. «Я не мог злиться на людей, которые так много работают. Я никогда не злился на самих советских людей, только на их правительство».

Карта полета Вито вела его прямо над Москвой и ее разветвленной сетью недавно построенных систем противовоздушной обороны, которые окружали город тремя концентрическими кругами в двадцати, сорока и шестидесяти милях от центра города. Город внизу был скрыт от летчика пеленой облаков. «Мой пузырь лопнул, - вспоминает Вито. «Я подумал: ну да ладно, я прошел весь этот путь не зря. Но фильтры на моей камере прорезали дымку. Примерно через год я узнал, что полученные в полете снимки запечатлели некоторые важные детали».

Фото советского завода по производству бомбардировщика М-4 в Филях (по классификации НАТО «Бизон»).
Фото советского завода по производству бомбардировщика М-4 в Филях (по классификации НАТО «Бизон»).

Согласно данным ЦРУ, самолет Вито вернулся на базу с фотографиями секретного завода по производству самолетов в Филях, где Советы строили свой первый реактивный дозвуковой бомбардировщик М-4(известный на Западе как «Бизон»); бомбардировочный арсенал в Раменском; завод ракетных двигателей в Химках; и ракетный завод в Калининграде. От Москвы Вито повернул на северо-восток к балтийскому побережью, а затем снова на юг в Западную Германию.

Фото американской авиабазы в германском Висбадене, откуда летали на задания U2
Фото американской авиабазы в германском Висбадене, откуда летали на задания U2

«Позже я узнал, что Советы запустили по крайней мере пять истребителей, чтобы перехватить меня», —  рассказывал Вито. 

На обратном пути в Западную Германию в эфире Вито услышал канадский радар: «Одинокий рейнджер, это Тонто. Продолжайте идти своей дорогой. У вас есть двадцать две минуты до приземления».

«Я знал, что они разговаривают со мной, потому что у них был лучший радар, и они заметили нас во время предыдущих рейсов»,   — вспоминал Вито. «Но летчики U2 должны были соблюдать полное радиомолчание». 

Кармин Вито налетал на U2 около 450 часов и совершил шестьдесят пять вылетов с 1955 по 1959 год. Его последний полет был на первом U2C на авиабазе Эдвардс. Он оставил службу в ЦРУ в августе 1960 года.


Источники на английском:

1.

2.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded