felix_pauper (felix_pauper) wrote,
felix_pauper
felix_pauper

Categories:

Британия рассекретила одну из своих главных военных тайн времен холодной войны

Недавно правительство Британии рассекретило архивные материалы, касающиеся сверхсекретной программы сотрудничества с американцами в сфере воздушной разведки. Оказалось, что британские летчики в тайне от общественности принимали участие в полетах на U2 над территорией СССР и других стран.

Для успешной реализации программы полетов U2 над СССР американцам были как воздух нужны авиабазы в Европе. В 1956 г. янки обратились с этим, естественно, к англичанам. Премьер Энтони Иден колебался, опасаясь поссориться с Москвой. Сначала он дал свое согласие на базирование самолетов U2 в Англии, но позже передумал.


Ричард Биссел, куратор программы полетов U2 со стороны ЦРУ

Ричард Биссел, куратор программы полетов U2 со стороны ЦРУ

Вторую попытку янки сделали в конце 1957 года. В тот год президент Эйзенхауэр отказывался одобрять многие из предложенных ЦРУ  миссий U2 после того, как некоторые из более ранних засекли советские радары, что вызвало официальный протест со стороны Москвы. Руководитель программы полетов Ричард Бисселл полагал, что их частота могла бы быть увеличена, если бы Британия смогла сама осуществлять некоторые из них, и взять на себя ответственность, если что-то пойдет не так. Он подумал, что совместные усилия могут также сбить с толку Советы. Англичане были  рады присоединиться к этому сверхсекретному проекту. Несмотря на обнаружение, предыдущие полёты доказали, что советские истребители-перехватчики не могут достичь крейсерской высоты U-2 около 70 000 футов.


Официальный портрет Гарольда Макмиллана. 1959 год.

Официальный портрет Гарольда Макмиллана. 1959 год.

Премьер-министр Гарольд Макмиллан согласился на переговоры в конце февраля 1958 года, и в ожидании их успешного исхода Королевские ВВС в конце марта отправили четырех пилотов на авиабазу Лафлин в Техасе для обучения полетам на U2. После этого ключевым вопросом для англичан было, в какой степени RAF сможет действовать независимо от США. В итоге была организована совместная операция. Для полетов из Британии было придумано отдельное кодовое слово.

«Легенда прикрытия» была главной заботой британского правительства.  Общественности было решено преподнести эту операцию как «метеорологические исследования», что было вполне в духе ЦРУ. Но из-за того, что информация о проекте была строго ограничена Уайтхоллом и Министерством авиации, придумали также отдельную историю прикрытия для тех, кто имел совершенно секретные допуски, которые тоже могли вызвать подозрения: радиолокационная разведка и взятие проб с воздуха радиоактивных осадков. Пилоты U-2 действительно выполняли эти миссии, но проект «Oldster» был придуман специально для сьёмок военных обьектов Советского Союза.


Британские летчики в Лафлине(слева направо) старший лейтенант Крис Уокер и лейтенант Джон Макартур, Майк Брэдли и Дэйв Даулинг.

Британские летчики в Лафлине(слева направо) старший лейтенант Крис Уокер и лейтенант Джон Макартур, Майк Брэдли и Дэйв Даулинг.

В британских правящих кругах случились затяжные дебаты о том, должны ли британские пилоты U-2 быть гражданскими лицами, чтобы  в случае чего заявить, что они не имеют отношения к военной разведке, опять же в соответствии с американской практикой. Премьер-министр настаивал на этом. Некоторые в Уайтхолле говорили, что пилотов можно было представить как сотрудников коммерческой компании, работающей по контракту с Метеорологическим бюро. Тем временем четыре отобранных пилота тренировались в Лафлине в форме RAF.

В конце концов было решено, что пилоты останутся в рядах офицеров Королевских ВВС. Но когда их отправили в Адану(Турция), главную базу разведопераций ЦРУ U-2 («Отряд B»), они носили там гражданскую одежду и делали вид, будто работают на британское Метеорологическое бюро.

Лейтенант британских ВВС Джон Клиффорд

Лейтенант британских ВВС Джон Клиффорд

Три пилота RAF, а также военный хирург (лейтенант Джон Клиффорд) прибыли в Адану(Турция) в середине ноября 1958 года. Четвертый пилот, Крис Уокер, погиб в результате несчастного случая на тренировке в Лафлине. Он должен был стать британским командиром Отряда B; его заменил эскадрон-лейтенант Робби Робинсон, который прибыл в Адану в начале января вместе со штурманом, планировщиком миссии лейтенантом Коллингвудом.

В ходе обмена телеграммами в декабре 1958 года Макмиллан и Эйзенхауэр согласились, что в случае возникновения какого-либо международного инцидента из-за полетов, страна, пилот которой находился за штурвалом, примет на себя всю ответственность за инцидент. Сэр Патрик Дин, старший государственный служащий министерства иностранных дел, был удивлен. «Чтобы вообще разрешить эти полеты, потребуется смелый премьер-министр», —  написал он.


U2 на базе в Восточной Англии, 7 декабря 1958 г.

U2 на базе в Восточной Англии, 7 декабря 1958 г.

Премьер-министр Макмиллан настоял на этом, чтобы в случае проблем придать побольше достоверности «легенде прикрытия». В официальном метеорологическом журнале было напечатано заявление, в котором было сказано, что США якобы предоставили в аренду два самолета U-2 для полетов по исследованию погоды в Британии пилотами RAF. Сильные холода и туман позволили осуществить только один такой полет.

В Лондоне процедуру выдачи разрешений на полеты разрабатывала небольшая группа «Олдстер» в Министерстве авиации. Предлагаемый график  полётов на три месяца был представлен на утверждение государственному секретарю по вопросам авиации, министру иностранных дел и премьер-министру. Королевские ВВС оптимистично планировали совершить шесть полётов над СССР в первые три месяца 1959 года плюс в дальнейшем до двух рейсов в месяц над Ближним Востоком. Окончательное одобрение для каждого полета должно было запрашиваться у правительства за 24 часа до запланированного взлета.


U2 одной из ранних модификаций в воздухе. Фото сделано в конце 1950-х.

U2 одной из ранних модификаций в воздухе. Фото сделано в конце 1950-х.

Но как не стремились англичане к самостоятельным полетам на U-2 они всё равно зависели от янки. Детальное планирование каждой миссии осуществлялось в Вашингтоне, в штаб-квартире ЦРУ. Командир авиакрыла Королевских ВВС Норман Маки был назначен туда для связи с Лондоном. В Отряде B ЦРУ отвечало за обслуживание самолетов и их датчиков, безопасную связь и большинство других оперативных потребностей. Военно-воздушные силы США оказывали полётам значительную поддержку, в том числе в воздухе.

12 декабря Макмиллан написал Эйзенхауэру письмо, подтверждающее присланный им ранее регламент получения разрешения на полеты. «Мы должны гарантировать, что наша политика всегда будет одинаковой», —  писал он. Президент попросил разъяснений. «Идея сохранения вашей отдельной власти казалась мне важной для проекта»,  —  писал Эйзенхауэр. Его, очевидно, успокоила последующая дискуссия между госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом и британским министром иностранных дел Селвином Ллойдом.

В последний день 1958 года пилот Королевских ВВС выполнил первую  миссию, пролетев над Египтом, Сирией и Иорданией. Снимки, сделанные во время полета, были показаны премьер-министру 4 февраля 1959 года. Он был «очень впечатлён». Еще 18 вылетов на Ближний Восток были совершены пилотами RAF из Отряда B в течение следующих 15 месяцев, причем все они были выполнены без уведомления правительств стран, над которыми они летали. Ни один самолет не был замечен радарами. Однако, хотя премьер-министр проявил большой интерес к программе полетов, он запретил пилотам летать над Израилем.


Президент Пакистана Аюб Хан.

Президент Пакистана Аюб Хан.

Разумеется, главной целью RAF был полет над Советским Союзом. В начале 1959 года началось планирование полета под кодовым названием Operation Marshland. Советы еще не установили радары раннего предупреждения вдоль своих южных границ, поэтому планировщики миссии надеялись, что U-2 сможет проникнуть на "запрещенную территорию" и радары его не засекут. Британский верховный комиссар получил разрешение от президента Пакистана Аюба Хана (вверху) на вылет U-2 из Пешавара. Лондон не сообщил британскому дипломату истинную цель полета. Поэтому и Аюбу Хану сказали, что вдоль советской границы будет проведен полет с целью электронной разведки.

Однако политического разрешения на эту операцию так и не последовало. Сэр Патрик Дин считал, что сейчас неподходящее время для получения разрешения на полет у премьер-министра. Оптимизм командующих британских ВВС насчёт регулярных полетов над Советским Союзом развеялся. В 1959 году многие политики в Британии надеялись на «оттепель» в холодной войне, что снижало аппетит Уайтхолла к рискованным и провокационным миссиям U-2, несмотря на их очевидную разведывательную ценность.

В конце концов, стратегические цели в глубине Советского Союза, запланированные для операции «Маршленд», были отсняты 9 июля 1959 года американской миссией, одобренной президентом Эйзенхауэром. Операция под кодовым названием «Тачдаун» увенчалась полным успехом.

Но на огромной советской территории было много объектов, где Советы разрабатывали, строили и испытывали современное вооружение, в том числе ядерные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Британская разведка предложила американским коллегам исследовать некоторые из этих объектов. Пытаясь мотивировать британцев, два самых высокопоставленных сотрудника американской разведки, участвовавшие в проекте полетов U-2, в конце октября вылетели в Лондон. Эксперт по аэро-фотофосъемке Арт Лундал и начальник разведки Джим Ребер проинформировали Макмиллана, Ллойда, сотрудников Уайтхолла и руководство ВВС об успехе операции «Приземление» и показали им снимки в высоком разрешении места запуска межконтинентальной баллистической ракеты в Тюратаме(Казахстан).

Это была впечатляющая презентация, и она сработала. В ноябре новый запрос к премьер-министру на полет под кодовым названием Operation High Wire был кропотливо проработан восемь раз группой «Олдстер», руководством ВВС, затем министром авиации и, наконец, Министерством иностранных дел, прежде чем он был отправлен премьеру Макмиллану. Многостраничное предложение было подписано госсекретарем по вопросам авиации Джорджем Уордом. Оно включало подробный маршрут полёта и основные цели.

По деликатному вопросу о получении разрешения на повторное использование базы в Пешаваре от Аюб Хана, премьер-министру сказали, что «U-2 будет находиться над советской территории всего несколько часов, причем в темноте». Как и в случае с американским полетом 9 июля, президент Пакистана был введен в заблуждение. Он был уверен, что U-2 будет выполнять миссию радиоэлектронной разведки вдоль советской границы.

План-карта первого британского полета 6 декабря 1959 г. Операция High Wire

План-карта первого британского полета 6 декабря 1959 г. Операция High Wire

Премьер-министр одобрил полет и операция «Высокий провод» началась. Королевские ВВС организовали заправку C-130, перевозившего вспомогательную команду и оборудование по пути в Пешавар в Бахрейне. Рано утром 6 декабря эскадренный командир Робинсон взлетел и направился на север через советскую границу. На высоте 70 000 футов он долетел до Куйбышева, где располагались два завода по производству бомбардировщиков. Затем он повернул на юго-запад, чтобы пролететь над оперативной базой бомбардировщиков в Саратове и над большим испытательным комплексом для большей части советских ракет средней дальности в Капустин Яре. Помимо этих трех высокоприоритетных целей, на пути их было еще несколько. После восьмичасового перелета протяженностью 3600 миль Робинсон приземлился в Адане, в Турции.


Снимок площадки для запуска ракет в Капустином Яре.

Снимок площадки для запуска ракет в Капустином Яре.

Полет прошёл успешно. Качество полученных снимков было отличное. Британская разведка ранее вообще не видела аэрофотоснимков большинства стратегических объектов в СССР такого качества. Штаб-квартира проекта U-2 в Вашингтоне телеграфом поздравила ВВС Великобритании «с таким прекрасным профессиональным достижением». Директор ЦРУ Аллен Даллес сказал начальнику штаба ВВС, что «все разведывательное сообщество удовлетворено прекрасными и своевременными результатами».

Успех принёс свои плоды: в последний день 1959 года премьер-министр Макмиллан согласился на еще один полет. Были выбраны предпочтительные и альтернативные планы полета. U2 в рамках операции Knife Edge должен был лететь на север, чтобы заснять Казань, еще одну базу стратегических бомбардировщиков, а затем отправится на запад, чтобы обследовать авиационные заводы и ракетные объекты. Как и ранее, самолет-разведчик должен был вылететь из Пешавара и приземлиться в Адане.  Сверх того, разработали операцию Square Deal, в рамках которой U2 должен был лететь на юг СССР с целью исследования ядерного полигона в Семипалатинске, а также полигона противовоздушной обороны в Сарышагане. Также по маршруту из Пешавара, но с посадкой на авиабазе в Захедане на севере Ирана, которая использовалась для аналогичных целей американцами в июле прошлого года. Как и в случае с предыдущими полетами, фактический день операции зависел от прогноза погоды. Если на пути основного маршрута наблюдалась плотная облачность, использовался альтернативный маршрут.

Операция «Лезвие ножа» откладывалась и была проведена только в начале февраля 1960 г. из-за плохой погоды. Летчик-лейтенант Джон Макартур преодолел 3000 миль за 8 часов 40 минут полета. Он пролетел над новыми советскими радарами и ракетами класса «земля-воздух», испытательными и пусковыми площадками советских МБР, над важной военной верфью, над заводами по производству вооружений и почти 100 аэродромами. Над Казанью камера самолета запечатлела ранее неизвестный экспертам НАТО сверхзвуковой бомбардировщик, позже идентифицированный как Ту-22 Блиндер.


На снимке аэродрома под Казанью в посёлке Северный были обнаружены новые сверхзвуковые бомбардировщики

На снимке аэродрома под Казанью в посёлке Северный были обнаружены новые сверхзвуковые бомбардировщики

Тем временем в штаб-квартире проекта возродился оптимизм по поводу того, что президент Эйзенхауэр одобрит новый американский полет. В вашингтонских кулуарах говорили о том, что президент Пакистана получит плату за дальнейшее использование авиабазы: США поставят ему сверхзвуковые истребители-перехватчики F-104.


Селвин Ллойд, британский министр иностранных дел

Селвин Ллойд, британский министр иностранных дел

29 марта 1960 г. министр авиации и руководители британских ВВС продемонстрировали новые фотоснимки в Уайтхолле. «Спасибо за сегодняшнюю впечатляющую презентацию», —  сказал Джорджу Уорду министр иностранных дел Селвин Ллойд(фото сверху). «Эти полеты должны дать поднять наш авторитет в глазах американцев».

Следующий полет произошел 9 апреля: это была операция под кодовым названием Square Deal, которая обсуждалась двумя месяцами ранее. Часть планирования была осуществлена в Лондоне, но в этот раз пилотировал самолет американец. Как и ранее, самолет вылетел из Пешавара. Аюб Хан был доволен: он получил свои F-104. Но Советы залатали брешь в своей обороне, установив на юге радары раннего предупреждения. Они отслеживали U2 на протяжении большей части полета, предпринимали попытки перехвата истребителями, но безуспешно.

Полеты U2 дали американцам и англичанам много ценной информации о состоянии советских вооруженных сил и военной промышленности, которую они не смогли бы добыть иным путём.


Источники:


1.


2.


3.

Tags: u2, Британия, история, холодная война
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments